БИБЛИОТЕКА И ВИДЕОТЕКА

Мастер-класс Витторио Стораро Искусство Кинематографии

Плюс Камеримидж 30 ноября 2012 года, Опера Нова, Быдгощ, Польша
Кинофестиваль Плюс Камеримидж проводится под патронажем Министерства Культуры и Культурного Наследия Польши, Городского Центра Быдгощ, Польского Института Кино и Медиа Программы Европейского Союза. В рамках 20-го юбилейного кинофестиваля операторского искусства Плюс Камеримидж состоялся мастер-класс выдающегося итальянского кинооператора Витторио Стораро.
Ниже мы приводим отрывки из семинара.
«Жизнь любого человека, его жизненное путешествие обычно определяется одним моментом, определенным периодом в жизни. И эта мысль очень тесно связана с моей жизнью. После 9 лет изучения фотографии и операторского искусства, я понял, что у меня очень хорошее образование как у технического специалиста. Я начал свою профессиональную жизнь в качестве камермена, мне было 21 год. И смотря через видоискатель кинокамеры я был полон решимости понять очень важную вещь для фотографии и операторского искусства, а именно композицию в изобразительном искусстве. …
Без сомнения кино требует знаний разных видов искусства. И я понял, что я был полным невеждой. Я очень хорошо знал всё о характеристической кривой кинопленки, об электронике, механической составляющей кинокамеры, я знал очень хорошо о том, как обращаться с экспонометром и светом, какие данные отображает стандартный колорметр и т.д. Но я не знал, зачем это все, зачем эти знания. Я понял, что без знания литературы, музыки, философии я пропал. До этого я ждал какого-нибудь человека, который скажет мне, что мне делать, как воплотить концепцию другого человека (прим. ред. - режиссера), и так продолжалось до моего первого полнометражного фильма, пока я не понял ошибочность подобного мышления. Возможно, из-за этого я не соглашался на предложения режиссеров, я чувствовал, что внутренне я не был готов. Я ничего не знал об этой связи, когда я снимал свои короткометражные фильмы, все происходило на не очень сознательном уровне, я просто стоял за камерой. И все продолжалось подобным образом до одного момента, одного дня, когда я осознал, чего не хватало, что было нужно. 
Показ видео, состоящего из отрывков работ Витторио Стораро.
Всё это путешествие сквозь разные периоды времени, различные периоды творческого пути, различные этапы учебы, различный уровень знаний, по- настоящему ведут своё начало с того момента когда я увидел эту картину. (Витторио Стораро показывает репродукцию картины). Это было как раз перед моим первым полнометражным фильмом в 1968 году. Я посещал небольшую церквушку в Риме, Сан-Луиджи деи Франчези, не могу сказать, что только из религиозных побуждений. Вообще я думаю, что любая церковь в Италии в какой-то степени является открытым музеем, потому что там вы можете увидеть различные стили архитектуры, скульптуры, живописи, и также вы можете обнаружить то, что не представлено в экспозициях в обычных музеях. И я помню, как я вошел в эту церковь в абсолютной тишине, и с левой стороны стояло несколько людей, которые задрав головы, смотрели куда-то вверх, зачарованные чем-то, каким-то изображением, и я тихонько подошел и встал в этот «кружок», и с каждым своим шагом я открывал для себя эту картину. В то время я не знал, что это за картина, я не знал, кто был живописец. Этого художника зовут Караваджо - Микеланджело Меризи из города Караваджо, и картина называется «Призвание апостола Матфея». Но когда я увидел этот луч света (если здесь на видео камере есть зум, то сделайте наезд и покажите на большом экране). Возможно, вы уже знаете эту картину. Когда я увидел этот луч света, пересекающий край картины, я был очарован, как этот человек из 17-го столетия или из второй половины 16 века, обладал невероятной интуицией, интуиция состояла в том, чтобы разделить весь человеческий мир на две составляющие просто лучом света. (Витторио Стораро указывает на нижнюю часть картины, под лучом.) Вот прошлое. (Указывает на верхнюю часть картины, где окно.) Вот будущее. 
(Внизу) Вот материя. (Вверху) Вот энергия.
(Внизу) Вот бессознательное. (Вверху) Вот сознание.
Я думаю на бессознательном уровне, то, что я делал в «Конформисте» и показал вам – это всё исходит от этого человека (прим. ред. – Караваджо)».
Во время своего мастер-класса Витторио Стораро рассказал о своем новом международном проекте об истории операторского искусства с начала до середины 20 века. Проект будет представлять собой альбом и документальный фильм, рассказывающий о 150 самых значительных кинооператорах мира. Презентация проекта состоится на следующем 21-м Кинофестивале Плюс Камеримидж. 
 
По материалам семинара статью подготовила М. Нашикина

Мастер-класс Витторио Стораро Искусство Кинематографии