Из истории объемного кинематографа

Доклад Грачёвой Оксаны со второй научно-технической конференции «Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других отраслях» 22–23 апреля 2010 г.
«Из истории объемного кинематографа»

Исходя из мировой истории, можно сказать, что стерескопическое кино раз в 10-15 лет для нового подросшего поколения, никогда не видевшего стереофильмы, претерпевает новое рождение и новый бум. В нашей стране история стереокино развивалась иначе, достаточно медленно, но без подобных взлётов и падений.
Ещё в середине XIX века был создан стереофотоаппарат, появились различные виды стереоскопов, предложены очковые методы цветных анаглифов. В конце века уже были известны очковый поляризационный и безочковый автостереоскопический или растровый методы рассматривания стереопар.
В 1908 году Габриэль Липпман предложил и реализовал метод интегральной фотографии, метод получения объёмных изображений, заключающийся в съёмке на специальную пластинку, передняя поверхность которой представляет собой растр, состоящий из большого количества линз. А в 1915 году немецкий учёный Петцольд на основе его исследований разработал способ изготовления и демонстирования стереофильмокопий.
В 1922 году Лоуренс Хаммонд предложил альтернативный способ просмотра стереофильмов. Зритель смотрел на экран через приспособление с двумя окулярами и шторками, синхронизированное с проекторами. На экране быстро сменяли друг друга кадры, снятые с разных точек, а шторки попеременно закрывали то левый, то правый окуляр. В результате правым глазом зритель видел только кадры, снятые правой камерой, а левым - кадры, снятые левой, и возникала иллюзия объёма. Для этой системы был снят только один фильм
"Радио-мания" 1923 года.
В 1935 году
Эдвин Лэнд, основатель компании «Polaroid», изобретает поляризующую плёнку и метод поляризационной стереопроекции получает широкое распространение.
В том же году Луи Люмьер разработал и реализовал систему съёмки стереофильмов и их демонстрирования по аддитивному методу. Для просмотра фильмов применялись жёлто-синие анаглифные очки.
В 1940 году в московском кинотеатре «Художественный» был показан экспериментальный стереофильм по поляроидному методу, разработка выполнена в «НИКФИ» под руководством Николая Валюса. Началась демонстрация с фильма «Выходной день в Москве» (режиссёр Александр Птушко, оператор Николай Ренков). Съёмка фильма производилась двухобъективным аппаратом, протягивающим две стандартные киноплёнки шириной 35 мм. Кадр стереопары по соотношению сторон и размерам не отличался от стандартного кинокадра. Проекция осуществлялась в поляризованном свете на просветный недеполяризующий экран двумя синхронно работающими кинопроекторами. Зрители наблюдали объёмное изображение в поляризационных очках. Система съёмки позволяла наряду со съёмкой стереоскопического фильма получать обычный нестереоскопический вариант фильма.
В 1941 году состоялось открытие кинотеатра с другой системой стереокино - первого безочкового стереокинотеатра «Москва» с растровым экраном. Кинотеатр открылся премьерой стереофильма «Концерт» (режиссёр Александр Андриевский, оператор Дмитрий Суренский). Система съёмки и безочкового стереокинопоказа была предложена Семёном Ивановым. Кадры стереопары размещались на одной плёнке рядом (горизонтальная стереопара) в пределах стандартного шага. Для съёмки использовался один объектив с двухзеркальной стереонасадкой. Фонограмма располагалась между кадрами стереопары. «Москва» стал первым в мире коммерческим кинотеатром, в котором объёмно-пространственное киноизображение воспринималось без стереоочков.
В 1947 году в Москве фильмом «Робинзон Крузо» (режиссёр Александр Андриевский, оператор Дмитрий Суренский), открылся кинотеатр «Стереокино» с улучшенной системой растрового экрана.
Недостатки растрового метода - увидеть объёмное изображение можно было лишь заняв строго определённое положение в кресле и смотреть весь фильм не меняя наклона головы.
В мире наиболее заметный подъём стереокино относится к началу 50-х годов.
В 51-м году в Англии состоялся кинофестиваль, к которому в Лондоне был построен специальный «кинотеатр будущего» – «Телесинема». Он имел полное оборудование для стереокино по очковому и безочковому методам. Была создана двухплёночная система технических средств «Стереотехникс». Съёмка проводилась на двухкамерной установке.
Подобная система под названием «Нэчуралвиджн» с двумя съёмочными аппаратами «Митчел NC» была разработала и в США. Здесь по этой и другим системам снималось большое количество стереофильмов. Один из наиболее известных – «Дьявол Бвана» (режиссёр Арч Оболер) выпущенный
в 1950 году.
В 1951 году
венгерский кинематографист Феликс Бодроши предложил и реализовал в Венгрии систему, в которой кадры стереопары размешались на 35-мм киноплёнке один на другим в пределах стандартного шага. Кинотеатр «Толди» в Будапеште начал регулярно демонстрировать стереофильмы по этой системе.
В 1953 году практически все американские студии снимали стереоскопические фильмы. Начался бум в производстве и показе стереофильмов. Выпускались также рисованные стереомультфильмы, наилучшими из них считается «Мелодия» Диснея. Было снято не менее 60 стереофильмов, а в 1954 году – только 25, после чего производство стереофильмов резко сократилось. 
Толчком к этому более интенсивному развитию стереокино послужило появление в 50-е годы широковещательной сети телевидения, ставшего серьёзным конкурентом кинематографу. Чтобы привлечь в кинотеатры большее число зрителей, западная киноиндустрия наряду с новыми видами кинематографа (кинопанорама, широкий экран, широкий формат) стала всё больше выпускать стереофильмов.
Стереокино, как кинотеатральный вид показа игровых фильмов, имело волнообразное коммерческое распространение в мире с начала 50-х годов. В США, Европе, Японии, Китае, Индии - во всех перечисленных кинодержавных регионах рано или поздно наступал всплеск бурного распространения стереокино.
Дэн Симмес (Институт стереоскопических исследований, Калифорния, США): «Причины, вызвавшие отказ от «3D», были вполне очевидны, хотя некоторые продюсеры и не придали им значения. Большинство стереофильмов производства 1953-54 годов были третьесортными по художественным достоинствам. Содержание писалось в расчёте на пространственные трюки, такие как, «летящие в зрителей» стрелы, камни, ползущие змеи и т.д., «вываливающиеся» из экрана… Основной причиной равнодушия зрителей к стереокино был несомненно низкий уровень проекционной техники.»
Петро Влахос (Главный научный сотрудник кино- и телевизионного исследовательского центра Ассоциации кино- и телевизионных продюсеров США):  Первые очковые системы стереокино вызывали утомляемость глаз и головную боль у зрителя, причём считалось, что виною этому – поляроидные очки. Однако истинными причинами головной боли были не очки, а неправильные съёмка и проекция.
В СССР после появления в конце 50-х годов широкоэкранных фильмов инженерами НИКФИ была разработана система стереоскопического широкоэкранного кинематографа, в которой кадры стереопары, расположенные на двух стандартных 35-мм плёнках, анаморфированы по ширине с коэффициентом 0,5. По этой системе в 1962 году снят фильм  «Вечер в Москве» (режиссёр Владимир Немоляев, оператор Семён Галадж). Для его демонстрации был переоборудован зал кинотеатра «Рекорд». Стереопроекция велась двумя синхронно работающими кинопроекторами в поляризованном свете. Зрители смотрели этот фильм в поляризационных стереоочках.
На рубеже 50 – 60-х годов зародился ещё один новый кинематографический стандарт - 70-мм кинопленка, широкий формат кинематографа. В 1963 году сотрудники НИКФИ Андрей Болтянский и Нина Овсянникова предложили систему «Стерео-70». Кадры стереопары были расположены рядом на 65/70-мм киноплёнке в пределах площади стандартного широкоформатного кадра. «Московским конструкторским бюро киноаппаратуры» («МКБК») в течение ряда лет были разработаны аппараты для павильонных и комбинированных стереосъёмок, малогабаритные камеры для съёмок с рук и с легких штативов, бокс для подводных стереосъёмок. Фильмы «Стерео-70» выпускались в прокат и в обычном плоскостном формате на 35-мм плёнке.
По стране развертывается строительство сети стереокинотеатров по поляризационному принципу сепарации изображения. За двадцать лет до конца 80-х годов было открыто 20 стереокинотеатров.
С появлением новых систем встал вопрос о том, какой же метод – безочковый растровый или очковый поляризационный – предпочтёт сам зритель.  В малом зале московского кинотеатра «Октябрь», построенного в 1967 году, было установлено два экрана: стационарный растровый и убирающийся недеполяризующий с металлизированной поверхностью. Первый полнометражный фильм «Нет и да» (режиссёр Аркадий Кольцатый, оператор Константин Новиков), снятый по системе «Стерео-70», на разных сеансах демонстрировался либо по очковому, либо по безочковому способу. Совокупность таких факторов, как увеличенные размеры экранного изображения, более ярко выраженный эффект стереоскопичности и отсутствие необходимости фиксировать положение головы в ограниченной зоне стереовидения, сыграла решающую роль. Зрители предпочли очки.
В 1965 году в стереокино появляется способ «Спейсвижн» с однокамерными стереоскопическими системами с вертикальным расположением стереопары со стандартным 35-мм кадром. Способ начали применять в США, затем в Швеции, Китае, Японии, Корее и других странах. Западный кинематограф, как американский, так и европейский, оставался приверженцем использования 35-мм кинопленки в однопленочной системе в ущерб размеру кадра, что объяснялось стремлением западной киноиндустрии внедрить стереокино в обычную 35-мм сеть кинопроката. Одноплёночные стереосистемы по сравнению с двухплёночными имеют безусловные преимущества: помимо правильного показа стереопары на экране без взаимных смещений и нарушений синхронности и идентичности они имеют возможность показа на обычной однообъективной аппаратуре, со специальными приставками.
В США премьера каждого стереофильма происходила одновременно в сотнях обычных кинотеатров, которым вместе с фильмокопиями стереофильмов на время показа предоставлялись стереообъективы и одноразовые картонные очки.
В 1966 году в Чикаго, снятый по этой системе, был продемонстрирован новый стереофильм голливудского режиссёра Арча Оболера «Мыльный пузырь», ставший началом нового подъёма стереокино. В 1968 году был выпущен и имел большой успех стереофильм «Стюардессы». Показ проводился анаглифическим и поляроидным методами.
Дэн Симмес (Институт стереоскопических исследований, Калифорния, США) отмечает, что в большинстве своём эти фильмы, показывая ужасы и секс, однобоки по содержанию, часто технически далеки от совершенства, не всегда интересно используют стереоскопичность.
К середине 70-х годов успехи стереокино исчисляются 30-ю полнометражными и короткометражными фильмами в СССР, и 150-ю – в других странах.
В 1976 году в СССР впервые была осуществлена кинопроекция голографического фильма.
В начале 80-х в США выпуск стереофильмов постепенно увеличивается, их количество достигает 15 новых названий. Наиболее интересными по постановке были стереофильмы, вышедшие в 1983 году: «Челюсти. Стерео», «Металлическая буря», «Космический охотник», снимались одно-двухкамерными 35-мм системами. «Волшебное путешествие» для павильона «Дисней Уолд» - двумя 65-мм камерами для проекции 70мм. В США и в Европе использовали и 70-мм, на пять перфораций стандартный формат кадра в двухпленочных системах. В частности, в «Диснейленде» до сих пор показывают короткометражные стереофильмы, снятые двумя 70-мм камерами. В таком же формате в середине 90-х годов режиссер Камерун снял короткометражную 20-минутную версию «Терминатор 3D».
Однако после резкого бума в середине 80-х снова последовал резкий спад, и в 1991 году стереокино в США можно было увидеть только в киномузее или парковых аттракционах.
А в СССР к 85-му году посещаемость стереокинотеатров стабильна, постоянно действуют стереокинотеатры в системе «Стерео-70», ведётся подготовка к открытию новых. Но в целом количество выпускаемых стереофильмов, а это один полнометражный фильм в два года, не стимулировало развитие стереокиносети. Для расширения прокатных возможностей стереокинематографа было принято решение изготавливать и выпускать в прокат как 70-мм, так и 35-мм копии стереофильмов. Кадры стереопары на 35-мм фильмокопии анаморфированы и расположены рядом в пределах площади кадра обычного формата. Такие фильмокопии и способ их демонстрирования получили название «Стерео-35А». Открытие в 1986 году первого кинозала с 35-мм киноаппаратурой в Туле стало началом нового этапа развития киносети.
В 1991 году успехи коммерческого внедрения стереокино в СССР были отмечены наградой "Оскар" в номинации "За техническое достижение".
К концу XX века улучшение характеристик киноплёнок съёмочной и проекционной оптики привело к повсеместному отказу от широкоформатного кинематографа. С тех пор система "Стерео-70" стала востребована только для съёмки с последующим переводом в цифровые форматы и изготовлением цифровых копий или копий на плёнке с увеличенными размерами кадров стереопары для демонстрирования на сверхбольших экранах (например, в кинотеатрах «IMAX-3D»).
В начале XXI века перед кинематографистами снова встал вопрос об оттоке зрителей из кинотеатров к домашнему экрану в связи с появлением качественного домашнего телевидения и «домашних кинотеатров». Исчерпав возможности цвета и широкого экрана, кинематографистам осталось только обратиться к стереокино. На конференции «Show West» в Лас Вегасе Джордж Лукас, Джеймс Камерон, Роберт Земекис, Роберт Родригес и Питер Джексон заявили, что уходят из кино в стереокино. Одна из ведущих анимационных студий «Dream Works» заявила, что с 2009 года она прекращает производство фильмов в старом, плоскостном формате, и будет производить анимацию только в формате «3D».
Новая жизнь стереокино связана и с приходом новых цифровых технологий показа и съёмки стереофильмов. Число новейших стереозалов во всём мире продолжает неуклонно расти.
С 2003 по 2010 год вышли такие стереофильмы, как «Дети Шпионов 3D. Конец игры», «Шрам», «Путешествие к центру Земли», «Беовульф», «Полярный экспресс», «Аватар». Появились и российские мультипликационные фильмы, например «Белка и Стрелка – звёздные собаки». При проекции используются очковые методы – методы цветных анаглифов, поляризационный метод и метод коммутационных очков, то есть так называемые «активные очки», синхронно с проектором закрывающие окуляры.
Широкому применению систем стереоскопического кинематографа всё также препятствует их существенный недостаток  - необходимость применения очков.
Виктор Лакисов, руководитель студии визуальных эффектов и трехмерной анимации «Asymmetric VFX»: Джеймс Кэмерон далеко не полностью использовал возможности стереоскопии. Во многих случаях он сводил эффекты к минимуму. Возможно, потому что заботился, чтобы зрителям было комфортно смотреть его «Аватар». Стереэффекты можно разделить на те, что находятся в глубине экрана, и на те, что – вовне экрана. Кэмерон, в основном, использовал эффекты, расположенные в глубине экрана. Очень редко что-то «вылезало» в зрительный зал. Но снимал Джеймс Кэмерон честно – на две камеры.
Из интервью с Джейсмом Камероном:
Как вы считаете, «3D» — это просто аттракцион, чтобы привлечь зрителя, или же это настоящая революция в кино, такая же, каким было появление звука или цвета?
Может быть. Но смотрите, «Аватар» доказывает, что «3D» можно встраивать в кино уже серьезно, по-взрослому. Это теперь не просто развлечение для детей, и не какая-нибудь ерунда, которая постоянно выскакивает на тебя с экрана. Для меня это расширение визуальных возможностей кинофильма и увеличение ценности похода в кино для зрителя. Кино просто становится лучше. Понравится ли эта технология другим режиссерам, захотят ли они её использовать дальше? Посмотрим… Потому что если кинематографисты не будут эту технологию использовать, она не будет развиваться. Должно быть серьезное участие других режиссеров в создании хорошего стереоскопического «3D», иначе люди будут плохо воспринимать такое кино, или его будет больно смотреть… и технология опять умрет. Так что посмотрим, как пойдёт…


Из истории объемного кинематографа