:::КИНООПЕРАТОР.РУ:::сайт русских операторов:::

Тамару Григорьевну Лобову с 95-летием!
Дата: 13.12.2006
Тема: News


Александр Мелкумов (маст. Т.Г. Лобовой, выпуск 1981 г.)

    ВГИК знал двух красавиц Тамар - Макарову и Лобову, одна блистала на экране, а другая создавала свои шедевры за кинокамерой. Обе достойно прошли свой собственный творческий путь и были верными подругами классиков - Тамара Григорьевна всю жизнь прожила рядом с нашим великим оператором Анатолием Дмитриевичем Головней. Мастерство, которым обладает Тамара Григорьевна, нельзя оценивать планкой знаний технического прогресса в кинематографе - пленка, цифра голограмма...



    Тамара Григорьевна начинала преподавать в мастерской Бориса Волчека, но постепенно обрастала своими студентами, к творческому росту которых относилась с чисто материнской заботливостью. Она учила чувствовать настроение сцены, читать изображение, расшифровывать творческий замысел автора или обнаруживать отсутствие такового за глянцевостью изображения. Если бы не Тамара Григорьевна и ее вера в студента, не думаю, чтобы ректорат позволил мне снять в качестве курсовой работы стереофильм на 70-мм широкоформатную пленку.

    Была и ревность, случалось, зайдешь в гости похвастаться, а Тамара Григорьевна уже рассказывает о своем новом студенте, который снял первую композицию. И так зримо, точно и объемно схвачено основное в работе, будто это рецензия на шедевр классика.

    Тамара Григорьевна не является широким публицистом операторской профессии, каким был Анатолий Дмитриевич, но ее образность изложения схожа с литературным критическим слогом Майи Меркель, замечательного киноведа операторской школы.

    Тамаре Григорьевне присуща удивительная скромность в оценке собственной творческой практики. Она крайне немногословно рассказывает о своем участии в таких картинах, как "Суворов" и "Адмирал Нахимов". Хотя, по словам Анатолия Дмитриевича, Пудовкин часто поручал Тамаре Григорьевне съемку портретов, считая, что ее свет придает особую лиричность персонажам. На занятиях она тщательно анализировала работы классиков и современных операторов, но об ее участии в съемках фильма Сергея Эйзенштейна "Бежин луг" я узнал лишь 20 лет спустя после окончания мастерской.

    Анатолий Дмитриевич Головня очень верно определил роль мастера в нашей профессии как тренерскую. Педагогический дар оценивается не собственными "олимпийскими" наградами, а способностью подготовить студентов к самостоятельному анализу и принятию собственных решений в творчестве. Годы нашего студенчества - время становления мастерства Георгия Рербрега, Павла Лебешева, Александра Княжинского, Владимира Климова и других, ныне ставших классиками новой волны 70-х годов. На наших глазах обновлялась отечественная операторская школа. И очень важна была позиция мастера старой школы, который мог дать верный анализ нарождающейся стилистике, показать преемственность школ, отделить вопросы ремесла, увлечение студентов технологическими ноу-хау от столбовых принципов, на которых базируется операторское мастерство. Тамара Григорьевна обладает универсальным инструментом критического анализа результативности работы оператора, независимо от того, какие современные технологии он использует. Именно ее занятия я вспоминал, когда пытался в своей работе со студентами моделировать процесс обучения в эпоху видеотехнологий.

    Тамара Григорьевна научила нас не только профессии, но и привила вкус к педагогике. Ее студенты стали преподавателями в киношколах не только России, но и других стран. В Китае мне доводилось встречаться с заведующей кафедрой операторского мастерства Джоу Кунь, которая с теплотой вспоминала о годах своей учебы у Тамары Григорьевны.

    Профессия кинооператора неоспоримо считалась в кино мужской. Но так уж распорядилась судьба, что меня операторскому мастерству учила женщина - замечательный мастер и педагог Тамара Григорьевна Лобова, которой 17 ноября 2006 года исполнилось 95 лет.

Взято с http://rus.625-net.ru/news/2006/20061207.htm#3



Это статья опубликована на сайте: http://www.kinooperator.ru
Ссылка на эту статью: http://www.kinooperator.ru/index.php?name=News&file=article&sid=17