KINOOPERATOR.RU
ГлавнаяГлавная
Обратная связьОбратная связь
ПоискПоиск
ФорумФорум
 Процесс обучения на киноплёнке во ВГИКе под угрозой

В связи с тем, что проректор ВГИК г-н Попеску заявил мне, что со следующего года во ВГИКе не будет киноплёнки, а я не могу с этим согласиться, я написал такую записку:
К заседанию кафедры Аудиовизуальных технологий и технических средств
от доц. Кабакова Д.Г.
20 мая 2014 года.



Служебная записка.
Об использовании киноплёнки в учебном процессе.

Мы исходим из того, что главная задача ВГИКа, факультета, кафедры – образовательная. То есть дать студенту знания и умения, необходимые ему для профессиональной деятельности. Как это выполнить наиболее эффективно и в полном объёме - предмет обсуждения и область компетенции педагогов факультета и кафедр. Это очевидные вещи.
Теперь конкретно. В результате обсуждения методик практического обучения студентов педагоги кафедры пришли к выводу, что самый простой и эффективный способ освоения основ получения качественного киноизображения – это выполнение съёмочных работ на киноплёнке. Причин здесь несколько.
- Плёнка имеет лимит и это организует студентов, заставляет их искать наиболее точное и ёмкое решение кадра, как с изобразительной, так и с драматургической точки зрения. Студент, снимающий на плёнку, гораздо сильнее эмоционально вовлечён в процесс. Большее внимание он начинает уделять подготовке кадра, репетициям. Повышается его чувство ответственности за свою работу.
- Плёнка имеет стадию скрытого изображения, и это приучает студента предвидеть результат, что является основным качеством профессионала.
- Плёнка приучает студента к профессиональной аккуратности. В плёночной камере получение изображения и факторы, на качество изображения влияющие более очевидны. Сформированы о обоснованы общепризнанные критерии оценки качества киноизображения, такие как разрешающая способность, ЧКХ, гранулярность, оптимальные плотности изображения, тогда как для цифрового изображения такие общепринятые критерии качества ещё просто не выработаны. В результате у студентов складывается впечатление, что нет необходимости искать оптимальный режим экспонирования.
Кроме того следует учитывать, что в киноиндустрии киноплёнка находит широкое применение и отказ от использование плёнки в учебном процессе приведёт к тому, что ВГИК не будет выполнять в полном объёме свою задачу: подготовить специалиста, способного самостоятельно работать во всех существующих в кино технологиях получения и хранения изображения.
И ещё. Культура неотделима от культа – придания особого значения отдельным деталям и действиям. Невозможно воспитать художника и профессионала, не передав ему соответствующих культурных кодов, можно сказать, ритуалов. Киноплёнка обладает такой общекультурной нагрузкой. Плёнка остаётся главным знаком кинематографа, других знаков не выработано.
Это всё равно, что в эпоху компьютерной графики художники откажутся от холста и этюдника, потому что тоже можно сделать и на компьютере. Тоже да не тоже!
Учитывая престиж плёнки в кинообразовании во всём мире, ВГИК, отказавшись от плёночного процесса, ставит себя в один ряд с появившимися в большом количестве коммерческими киношколами и ведомственными институтами. Нет сомнения, что эти новые киношколы поспешат ввести у себя работы на плёнке и статус ВГИКа существенно понизится. Так с этого года уже вводит в учебный процесс съёмку на плёнку МИТР. Эти школы будут перетягивать к себе талантливых студентов.
Такой же подход к использованию киноплёнки сохраняют и ведущие киношколы мира. Вот письмо от Марьи Змарз-Кочанович, зам. декана режиссёрского факультета Высшей школы кино, телевидения и театра в Лодзи (Польша):

"U nas ciągle taśma 35 mm jest bardzo ważna. Studenci robią nawet na niej filmy dokumentalne! To ściąga do nas ludzi zza granicy, którzy chcą coś zrobić na taśmie filmowej. Na wydziale operatorskim taśma to świętość. Walczcie o to! W Katowicach może robią coś na 16mm ale też może na 35 mm. No bo uczy tam Bogdan Dziworski. Np. niedawno zmarły Glawogger robił zawsze filmy dokumentalne na 35mm. Jeśli z tego zrezygnujecie to będzie jak we wszystkich prywatnych szkołach - byle szybko, byle jak."
Перевод:
- У нас по-прежнему плёнка 35 мм очень важна. Студенты снимают на неё даже документальные фильмы! Это притягивает к нам людей из-за границы, которые хотят сделать работу на киноплёнке. На операторском факультете плёнка – это святое. Сражайтесь за неё!
В Катовицах снимают как на 16, так и на 35 мм. Ну, поскольку учит там Богдан Дзиворский. Недавно умерший Главоггер делал все документальные фильмы на 35 мм. Если от этого откажемся, то будем как все частные школы: побыстрее и абы как.

Георгий Молодцов, кинорежиссёр, вицепрезидент Гильдии неигрового кино, студент MFA SCHOOL of COMMUNICATION American University, Washington, DC:
«Я учусь сейчас в США, у нас обязательна работа каждого студента на 16мм камерах болекс и съемке на кинопленке, монтаж на монтажном столе и пр.
Мне кажется, что подобное есть практически во всех киношколах нормального уровня в США»

Таким образом, отказ от использования киноплёнки в учебном процессе приведёт к
- снижению уровня профессиональной подготовки студентов;
- падение международного рейтинга ВГИК и потерю иностранных студентов;
- снижение поступления во ВГИК коммерческих студентов;
- переток молодых профессорско-преподавательских кадров из ВГИКа в другие киношколы.

В чём выигрыш? В освоении новых технологий? Но съёмка на плёнку не отменяет освоения этих новых технологий. Кроме того опыт всех мастеров говорит, что профессионалу, владеющему плёночным процессом не составило большого труда освоить съёмку и в видеотехнологиях.

С Уважением, Дмитрий Кабаков, доцент.

Я продолжаю собирать информацию об использовании плёнки в разных киношколах мира. Если у вас, друзья, коллеги, есть подобная информация - пишите.

Дмитрию Генриховичу лично в facebook: https://www.facebook.com/#!/dkabakov?fref=nf

 

Внимание! Новую информацию по данному вопросу читайте здесь: http://kinooperator.ru/index.php?name=News&file=article&sid=371



  27.05.2014   
[ Напечатать статью | Отправить другу ]

Рейтинг статьи

Средняя оценка: Средняя оценка: 4.84Всего голосов:25

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо

KINOOPERATOR.RU

Powered by SLAED CMS, released under the GNU/GPL license.