пользователь


Добро пожаловать,
гость

Регистрация или вход
Потеряли пароль?

Имя:
Пароль:

Сейчас онлайн
Пользователей: 0
Гостей: 12
Всего: 12
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Три четверти (работа с универсальным форматом кадра)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов kinooperator -> Мастерство кинооператора
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ВадяРотор
User
User


Зарегистрирован: Apr 01, 2010
Сообщения: 14
Откуда: КИЇВ, Криве Озеро

СообщениеДобавлено: Чт Апр 01, 2010 11:28 am    Заголовок сообщения: Три четверти (работа с универсальным форматом кадра) Ответить с цитатой

Откуда взялся стандарт картинки 16:9 (называемый универсальным форматом кадра, УФК)? Всё гениальное просто. Возьмём квадрат. Соотношение сторон ровное, 1:1, или, если хотите, 4:4. Отрезаем от высоты 25%, оставляем 75%, то есть 4:3 (1,333∞) – таков полноэкранный формат. Отрезаем от 4:3 ещё 25% по высоте – получится 16:9 (1,777∞), это широкоэкранный. От него отрезаем ещё 25% по высоте, оставляем снова же три четверти – будет 2,37:1. Чуть скорректированный (либо до 2,35:1, либо до «сверхширокоформатного» 2,4:1), он попадает на DVD.

А если бы всё зависело от меня, я предлагал бы сделать иначе: за основу взять более естественное соотношение сторон 3:2 (1,5:1) – это был бы полноэкранный вариант. Широкоэкранный – в полтора раза шире, 9:4 (то есть 2,25:1). Между ними два промежуточных – 1,75:1 и 2:1, а также два особенных – 1,25:1 (для веб-камер или камер в мобильном телефоне) и 2,5:1 (панорамный).

В современной операторской манере (последняя пара-тройка десятилетий) я склонен выделять две школы: американскую и французскую. В американской операторской школе властвует принцип «три четверти»: кадр выстраивается таким образом, чтобы картинку в УФК (16:9) можно было конвертировать в 3:4 (для показа по телевизору) либо 2,35:1 (для домашнего видео на кассетах или DVD). То есть, по высоте основное действие занимает 75% кадра, так же и по ширине; остальное – своеобразные «поля».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
ВадяРотор
User
User


Зарегистрирован: Apr 01, 2010
Сообщения: 14
Откуда: КИЇВ, Криве Озеро

СообщениеДобавлено: Чт Апр 01, 2010 11:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Для наглядности даю пример. Это полный кадр из фильма «Матрица: перезагрузка», оригинальным форматом которого является УФК:



Так его показывают по телевизору:



А так – на видео:



На самом деле оригинальный aspect ratio фильма - 16:9, но в таком виде почему-то его нигде не найти. То же самое с другими массовыми голливудскими фильмами: «Властелин колец» и "Кинг Конг" Питера Джексона, «Терминатор» (2 и 3), «Бездна» и «Правдивая ложь» Кэмерона, «Звёздные войны», «Константин», почти вся Бондиана (кроме первых серий), обе «Лары Крофт», весь «Спайдермен», «Троя», «Убить Билла» и «Бешеные псы», «Чужой-4», «Годзилла», «Радиоволна», «Парфюмер», российские «Обитаемый остров» и «12» и др.: по телевизору показывают версии 4:3, где 25% ширины отрезаны, а на домашнем видео – версии 2,35:1, где удалены 25% по высоте – их просто замазали чёрными полосами сверху и снизу (профессионалы называют это кашированием кадра). Притом, что дорогостоящие спецэффекты прорисованы по всей площади кадра!


Последний раз редактировалось: ВадяРотор (Ср Апр 14, 2010 9:32 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
ВадяРотор
User
User


Зарегистрирован: Apr 01, 2010
Сообщения: 14
Откуда: КИЇВ, Криве Озеро

СообщениеДобавлено: Чт Апр 01, 2010 11:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вопрос: ЗАЧЕМ это делается? Причём делается это целенаправленно, что видно хотя бы по картинке «Лары Крофт» - её вообще непонятно как покромсали: в некоторых сценах отрезали часть кадра снизу, в других – сверху, ещё в других – по сторонам, словом брали и специально уродовали, и как раз эти изуродованные кадры пихают народу. То же фильм «Расплата» с Мэлом Гибсоном - там откромсали нижнюю часть кадра. А «Бешеных псов» кэшируют с особым фанатизмом, поскольку сняты они были со щедрой экспозицией – там в кадре есть что урезать…





Во французской манере наоборот: в кадр не попадает ничего лишнего, полей нет, используется вся площадь картинки. Кроме того, во французских фильмах камера находится постоянно в движении – она активно передвигается по съёмочной площадке, часто наклоняется; в американских - в большей части случаев кадр железно выстроен, камера стоит на месте либо просто поворачивается, не сходя с места, а сама камера передвигается заметно реже. Сравните операторскую работу в фильмах «Амели», «Долгая помолвка» или «Такси-2» и, с другой стороны, «Смерть ей к лицу», «Очень страшное кино».

В европейских фbльмах кадры не кромсают, не кашируют. Но в американских это своеобразная традиция. К примеру, так страдали фильмы Стэнли Кубрика: для проката фильмам «Сияние» и «С широко закрытыми глазами», снятым в формате 1,37:1 (обычная картинка 35-мм плёнки), зарисовывали чёрными полосами 25% кадра по высоте – что значительно портило визуальное впечатление, не давало любоваться кадром таким, каким его сделал сам Стэнли Кубрик, - то же сделали с фильмами 90-х, где оператором был Гильермо Наварро: картина Родригеса «От заката до рассвета», Тарантино «Джеки Браун», Ренни Харлина «Долгий поцелуй на ночь», также снятыми в 1,37:1.

Надеюсь, однажды оригинальные версии этих фильмов будут доступны всем, и народ не будет вынужден глупо пялиться в щёлочку, не видя всей картины целиком – такой, какой её создали.

Октябрь 2008
http://www.kinomusic.vadiarotor.tv/reviews.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Абдурахман
Beginner
Beginner


Зарегистрирован: Apr 04, 2010
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Сб Апр 24, 2010 10:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВадяРотор писал(а):
Так его показывают по телевизору:



Вот наверное всё правильно. Но сейчас в России всё больше снимают фильмы и другие видеоматериалы в формате 16:9, и по телевизору показывают в том же формате. Если телевизор широкий, то можно подрастянуть кадр к размерам экрана и, таким образом заполнить весь экран, а если телевизор обычный то зрителю приходится наблюдать на экране чёрные горизонтальные полосы сверху и снизу кадра. А если эфирный канал начнёт из исходного 16:9 делать 4:3 (что делается очень редко) то зритель обычного телевизора увидит полный кадр, а вот зритель широкого телевизора либо будет смотреть урезанный по бокам оригинал с чёрными вертикальными полосами , либо зуммировать кадр к бокам экрана, но при этом срежется верхняя и нижняя часть кадра, в итоге чтобы зрителю широкого телевизора посмотреть во весь экран он получит кадр без боковых частей и без верхней и нижней. По-моему универсальность формата 16:9 в этом случае не видна.
Считаю, что универсальным и исходным вполне мог бы быть формат 4:3. А из него каждый может сделать (при просмотре) тот формат, который ему больше по душе или необходим, простым отрезанием или бланкированием верхней и нижней части кадра. А чтобы при этом не отрЕзалось или не забланкировалось что-нибудь важное (например голова или причёска героя), оператор должен при съёмке вписать эту причёску в воображаемый прямоугольник формата, например, 1,8:1 или 2,4:1.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Абдурахман
Beginner
Beginner


Зарегистрирован: Apr 04, 2010
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Сб Апр 24, 2010 10:53 am    Заголовок сообщения: Re: Три четверти (работа с универсальным форматом кадра) Ответить с цитатой

Цитата:
В современной операторской манере (последняя пара-тройка десятилетий) я склонен выделять две школы: американскую и французскую. В американской операторской школе властвует принцип «три четверти»: кадр выстраивается таким образом, чтобы картинку в УФК (16:9) можно было конвертировать в 3:4 (для показа по телевизору) либо 2,35:1 (для домашнего видео на кассетах или DVD). То есть, по высоте основное действие занимает 75% кадра, так же и по ширине; остальное – своеобразные «поля».
Правильный способ. Хорошо бы если наши операторы снимали таким способом, а эфирные каналы не ленились бы конвертировать из УФК в 4:3. А то пустят в эфир кадр16:9 и приходится смотреть его с чёрными полосами вверху и внизу.

Последний раз редактировалось: Абдурахман (Сб Апр 24, 2010 12:35 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Абдурахман
Beginner
Beginner


Зарегистрирован: Apr 04, 2010
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Сб Апр 24, 2010 12:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ВадяРотор писал(а):
В европейских фильмах кадры не кромсают, не кашируют. Но в американских это своеобразная традиция. К примеру, так страдали фильмы Стэнли Кубрика: для проката фильмам «Сияние» и «С широко закрытыми глазами», снятым в формате 1,37:1 (обычная картинка 35-мм плёнки), зарисовывали чёрными полосами 25% кадра по высоте – что значительно портило визуальное впечатление, не давало любоваться кадром таким, каким его сделал сам Стэнли Кубрик
У нас на эфирном ТВ можно иногда увидеть как на снятый в 4:3кадр просто тупо надвигают (наверное режиссёры монтажа) чёрные полосы. Не помню точно какой именно фильм шёл в формате 16:9, но отчётливо видел как после рекламного ролика этот фильм начали, вдруг, показывать в 4:3, а спустя 2-3 сек. быстренько надвинули полосы. Выглядело очень стрёмно.
Передача "Час пик". Сцена с диктором - формат 4:3, сюжеты - формат 16:9. После очередной сцены с диктором включается очередной сюжет... но уже в 4:3, а спустя 2-3сек. быстренько надвинули полосы. Обсмеёшься. . И ещё много примеров можно приводить, просто всего не упомнишь.
Наша кино-теле индустрия решила, как во всём, подражать западу, подобно как дети подражают взрослым.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов kinooperator -> Мастерство кинооператора Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Обращение к посетителям форума

    Уважаемые посетители! Открывайте, пожалуйста, новые темы согласно названию разделов. Размещайте Ваши объявления в соотвествующем разделе форума "объявления". Просим, в целях меньшего захламления форума, не размещать их в нескольких разделах - не волнуйтесь, в любом случае они будут прочитаны с равным успехом!

KINOOPERATOR.RU

Powered by SLAED CMS, released under the GNU/GPL license.