Зарегистрирован: Apr 01, 2010 Сообщения: 14 Откуда: КИЇВ, Криве Озеро
Добавлено: Чт Апр 01, 2010 11:28 am Заголовок сообщения: Три четверти (работа с универсальным форматом кадра)
Откуда взялся стандарт картинки 16:9 (называемый универсальным форматом кадра, УФК)? Всё гениальное просто. Возьмём квадрат. Соотношение сторон ровное, 1:1, или, если хотите, 4:4. Отрезаем от высоты 25%, оставляем 75%, то есть 4:3 (1,333∞) – таков полноэкранный формат. Отрезаем от 4:3 ещё 25% по высоте – получится 16:9 (1,777∞), это широкоэкранный. От него отрезаем ещё 25% по высоте, оставляем снова же три четверти – будет 2,37:1. Чуть скорректированный (либо до 2,35:1, либо до «сверхширокоформатного» 2,4:1), он попадает на DVD.
А если бы всё зависело от меня, я предлагал бы сделать иначе: за основу взять более естественное соотношение сторон 3:2 (1,5:1) – это был бы полноэкранный вариант. Широкоэкранный – в полтора раза шире, 9:4 (то есть 2,25:1). Между ними два промежуточных – 1,75:1 и 2:1, а также два особенных – 1,25:1 (для веб-камер или камер в мобильном телефоне) и 2,5:1 (панорамный).
В современной операторской манере (последняя пара-тройка десятилетий) я склонен выделять две школы: американскую и французскую. В американской операторской школе властвует принцип «три четверти»: кадр выстраивается таким образом, чтобы картинку в УФК (16:9) можно было конвертировать в 3:4 (для показа по телевизору) либо 2,35:1 (для домашнего видео на кассетах или DVD). То есть, по высоте основное действие занимает 75% кадра, так же и по ширине; остальное – своеобразные «поля».
Зарегистрирован: Apr 01, 2010 Сообщения: 14 Откуда: КИЇВ, Криве Озеро
Добавлено: Чт Апр 01, 2010 11:32 am Заголовок сообщения:
Для наглядности даю пример. Это полный кадр из фильма «Матрица: перезагрузка», оригинальным форматом которого является УФК:
Так его показывают по телевизору:
А так – на видео:
На самом деле оригинальный aspect ratio фильма - 16:9, но в таком виде почему-то его нигде не найти. То же самое с другими массовыми голливудскими фильмами: «Властелин колец» и "Кинг Конг" Питера Джексона, «Терминатор» (2 и 3), «Бездна» и «Правдивая ложь» Кэмерона, «Звёздные войны», «Константин», почти вся Бондиана (кроме первых серий), обе «Лары Крофт», весь «Спайдермен», «Троя», «Убить Билла» и «Бешеные псы», «Чужой-4», «Годзилла», «Радиоволна», «Парфюмер», российские «Обитаемый остров» и «12» и др.: по телевизору показывают версии 4:3, где 25% ширины отрезаны, а на домашнем видео – версии 2,35:1, где удалены 25% по высоте – их просто замазали чёрными полосами сверху и снизу (профессионалы называют это кашированием кадра). Притом, что дорогостоящие спецэффекты прорисованы по всей площади кадра!
Последний раз редактировалось: ВадяРотор (Ср Апр 14, 2010 9:32 pm), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: Apr 01, 2010 Сообщения: 14 Откуда: КИЇВ, Криве Озеро
Добавлено: Чт Апр 01, 2010 11:34 am Заголовок сообщения:
Вопрос: ЗАЧЕМ это делается? Причём делается это целенаправленно, что видно хотя бы по картинке «Лары Крофт» - её вообще непонятно как покромсали: в некоторых сценах отрезали часть кадра снизу, в других – сверху, ещё в других – по сторонам, словом брали и специально уродовали, и как раз эти изуродованные кадры пихают народу. То же фильм «Расплата» с Мэлом Гибсоном - там откромсали нижнюю часть кадра. А «Бешеных псов» кэшируют с особым фанатизмом, поскольку сняты они были со щедрой экспозицией – там в кадре есть что урезать…
Во французской манере наоборот: в кадр не попадает ничего лишнего, полей нет, используется вся площадь картинки. Кроме того, во французских фильмах камера находится постоянно в движении – она активно передвигается по съёмочной площадке, часто наклоняется; в американских - в большей части случаев кадр железно выстроен, камера стоит на месте либо просто поворачивается, не сходя с места, а сама камера передвигается заметно реже. Сравните операторскую работу в фильмах «Амели», «Долгая помолвка» или «Такси-2» и, с другой стороны, «Смерть ей к лицу», «Очень страшное кино».
В европейских фbльмах кадры не кромсают, не кашируют. Но в американских это своеобразная традиция. К примеру, так страдали фильмы Стэнли Кубрика: для проката фильмам «Сияние» и «С широко закрытыми глазами», снятым в формате 1,37:1 (обычная картинка 35-мм плёнки), зарисовывали чёрными полосами 25% кадра по высоте – что значительно портило визуальное впечатление, не давало любоваться кадром таким, каким его сделал сам Стэнли Кубрик, - то же сделали с фильмами 90-х, где оператором был Гильермо Наварро: картина Родригеса «От заката до рассвета», Тарантино «Джеки Браун», Ренни Харлина «Долгий поцелуй на ночь», также снятыми в 1,37:1.
Надеюсь, однажды оригинальные версии этих фильмов будут доступны всем, и народ не будет вынужден глупо пялиться в щёлочку, не видя всей картины целиком – такой, какой её создали.
Добавлено: Сб Апр 24, 2010 10:40 am Заголовок сообщения:
ВадяРотор писал(а):
Так его показывают по телевизору:
Вот наверное всё правильно. Но сейчас в России всё больше снимают фильмы и другие видеоматериалы в формате 16:9, и по телевизору показывают в том же формате. Если телевизор широкий, то можно подрастянуть кадр к размерам экрана и, таким образом заполнить весь экран, а если телевизор обычный то зрителю приходится наблюдать на экране чёрные горизонтальные полосы сверху и снизу кадра. А если эфирный канал начнёт из исходного 16:9 делать 4:3 (что делается очень редко) то зритель обычного телевизора увидит полный кадр, а вот зритель широкого телевизора либо будет смотреть урезанный по бокам оригинал с чёрными вертикальными полосами , либо зуммировать кадр к бокам экрана, но при этом срежется верхняя и нижняя часть кадра, в итоге чтобы зрителю широкого телевизора посмотреть во весь экран он получит кадр без боковых частей и без верхней и нижней. По-моему универсальность формата 16:9 в этом случае не видна.
Считаю, что универсальным и исходным вполне мог бы быть формат 4:3. А из него каждый может сделать (при просмотре) тот формат, который ему больше по душе или необходим, простым отрезанием или бланкированием верхней и нижней части кадра. А чтобы при этом не отрЕзалось или не забланкировалось что-нибудь важное (например голова или причёска героя), оператор должен при съёмке вписать эту причёску в воображаемый прямоугольник формата, например, 1,8:1 или 2,4:1.
Добавлено: Сб Апр 24, 2010 10:53 am Заголовок сообщения: Re: Три четверти (работа с универсальным форматом кадра)
Цитата:
В современной операторской манере (последняя пара-тройка десятилетий) я склонен выделять две школы: американскую и французскую. В американской операторской школе властвует принцип «три четверти»: кадр выстраивается таким образом, чтобы картинку в УФК (16:9) можно было конвертировать в 3:4 (для показа по телевизору) либо 2,35:1 (для домашнего видео на кассетах или DVD). То есть, по высоте основное действие занимает 75% кадра, так же и по ширине; остальное – своеобразные «поля».
Правильный способ. Хорошо бы если наши операторы снимали таким способом, а эфирные каналы не ленились бы конвертировать из УФК в 4:3. А то пустят в эфир кадр16:9 и приходится смотреть его с чёрными полосами вверху и внизу.
Последний раз редактировалось: Абдурахман (Сб Апр 24, 2010 12:35 pm), всего редактировалось 1 раз
В европейских фильмах кадры не кромсают, не кашируют. Но в американских это своеобразная традиция. К примеру, так страдали фильмы Стэнли Кубрика: для проката фильмам «Сияние» и «С широко закрытыми глазами», снятым в формате 1,37:1 (обычная картинка 35-мм плёнки), зарисовывали чёрными полосами 25% кадра по высоте – что значительно портило визуальное впечатление, не давало любоваться кадром таким, каким его сделал сам Стэнли Кубрик
У нас на эфирном ТВ можно иногда увидеть как на снятый в 4:3кадр просто тупо надвигают (наверное режиссёры монтажа) чёрные полосы. Не помню точно какой именно фильм шёл в формате 16:9, но отчётливо видел как после рекламного ролика этот фильм начали, вдруг, показывать в 4:3, а спустя 2-3 сек. быстренько надвинули полосы. Выглядело очень стрёмно.
Передача "Час пик". Сцена с диктором - формат 4:3, сюжеты - формат 16:9. После очередной сцены с диктором включается очередной сюжет... но уже в 4:3, а спустя 2-3сек. быстренько надвинули полосы. Обсмеёшься. . И ещё много примеров можно приводить, просто всего не упомнишь.
Наша кино-теле индустрия решила, как во всём, подражать западу, подобно как дети подражают взрослым.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
Обращение к посетителям форума
Уважаемые посетители! Открывайте, пожалуйста, новые темы согласно названию разделов. Размещайте Ваши объявления в соотвествующем разделе форума "объявления". Просим, в целях меньшего захламления форума, не размещать их в нескольких разделах - не волнуйтесь, в любом случае они будут прочитаны с равным успехом!